Форум "Круга" http://178.210.66.36/forum/ |
|
Результаты исследования ценностных ориентаций http://178.210.66.36/forum/viewtopic.php?f=13&t=411 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Яна [ 17 май 2005, 22:46 ] |
Заголовок сообщения: | Результаты исследования ценностных ориентаций |
Надеюсь, вы ещё помните о затеенном мной в начале года исследовании? Хорошая новость: этот проект практически завершён (с небольшим, всего каких-то пять месяцев, отставанием от первоначального плана ![]() Ещё раз огромное спасибо всем, кто осенью помогал собирать анкеты! ![]() Вот результаты: так, в среднем, располагают ценности ПО УБЫВАНИЮ значимости старшеклассники и студенты – можно сравнивать. Опрошено 50 человек. Ранжирование ценностей у старшеклассников: Терминальные (ценности - цели): № (по значимости) ценность Средний ранг 1– наличие хороших и верных друзей; 5,76 2– здоровье (физическое и психическое); 6,29 3– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6,29 4– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 7,05 5– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 7,41 6– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 8,47 7– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 8,52 8– интересная работа; 9,05 9– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 9,29 10– счастливая семейная жизнь; 9,82 11–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 9,88 12– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 10 13– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 10,35 14– творчество (возможность творческой деятельности); 10,94 15– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 11,47 16– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 13,29 17– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 13,41 18– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 13,88 Инструментальные (ценности - средства): № (по значимости) ценность Средний ранг 1– честность (правдивость, искренность); 5,41 2– образованность (широта знаний, высокая общая культура); 6,70 3– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 7 4– жизнерадостность (чувство юмора); 7,52 5– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); 7,70 6– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 8,05 7– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 8,11 8– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 8,23 9– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; 9,64 10– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 9,70 11– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 9,94 12– воспитанность (хорошие манеры); 10,11 13– чуткость (заботливость). 10,35 14– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 11,05 15– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 11,35 16– исполнительность (дисциплинированность); 11,58 17– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 11,88 18– непримиримость к недостаткам в себе и других; 14,47 Ранжирование ценностей у студентов: Терминальные (ценности - цели): № (по значимости) ценность Средний ранг 1– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6,08 2– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 6,18 3– здоровье (физическое и психическое); 6,29 4– наличие хороших и верных друзей; 6,43 5– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 7,40 6– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 7,51 7– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 7,94 8– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 8,97 9– интересная работа; 9,08 10– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 9,70 11– счастливая семейная жизнь; 10,02 12– творчество (возможность творческой деятельности); 10,21 13– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 11,59 14– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 11,62 15–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 11,78 16– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 11,81 17– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 12,54 18– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 14,62 Инструментальные (ценности - средства): № (по значимости) ценность Средний ранг 1– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 6,35 2– образованность (широта знаний, высокая общая культура); 6,43 3– честность (правдивость, искренность); 6,75 4– жизнерадостность (чувство юмора); 7 5– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 7,32 6– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); 7,45 7– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 7,89 8– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 8,67 9– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 8,91 10– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 9,72 11– воспитанность (хорошие манеры); 9,94 12– чуткость (заботливость). 10,02 13– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 10,37 14– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 10,45 15– исполнительность (дисциплинированность); 11,08 16– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; 12,13 17– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 13,35 18– непримиримость к недостаткам в себе и других; 16,62 |
Автор: | Яна [ 17 май 2005, 22:50 ] |
Заголовок сообщения: | |
"Счастье других" у старшеклассников на последнем месте, а у студентов уже на 16 из 18. Может, с возрастом оно приобретает всё большую значимость? То есть скорее со взрослением. |
Автор: | Елена [ 17 май 2005, 23:25 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | ||||||||||
Это всего лишь гипотеза, требующая нового исследования ![]() |
Автор: | Олег [ 18 май 2005, 16:45 ] |
Заголовок сообщения: | |
50 человек - что-то уж очень мало |
Автор: | Яна [ 18 май 2005, 22:39 ] |
Заголовок сообщения: | |
Да, мне уже советуют подумать аж о диссертации ![]() Только в жизни, кроме научной работы, столько интересного, (особенно летом ![]() 50 человек - действительно маловато, но уже по пятидесяти можно делать выводы, пусть не обо всей российской и даже московской молодёжи, а хотя бы о студентах ГУУ и МГУ и старшеклассниках определённых школ. |
Автор: | Яна [ 03 июн 2005, 09:29 ] |
Заголовок сообщения: | |
За это исследование мне поставили тройку. Сказали, что, во-первых, за два-три года ценностные ориентации значимо не меняются (коэффициент корреляции правда 0.89, но всё же не 1 ведь, что означало бы полное совпадение) - то есть, выходит, студенты 1-2 курсов вообще не отличаются от старшеклассников, как сказала профессор, "не взрослеют". И нечего случайную разницу подгонять под гипотезу. А во вторых, сейчас "нищенская психология" определяет ценностные ориентации всех возрастов, поэтому на первых позициях у всех будет то, что для себя. (Хотя материально обеспеченная жизнь на 12 и 14 местах, но это, вероятно, потому, что "опросник американского психолога М.Рокича в российской социологии не работает", если он ещё его составлял честно, а не для получения очередной научной степени, как некоторые исследователи, работа которых служила мне примером для этой работы.) А ещё сравниваемые группы несовместимы, потому что студенты - не те же бывшие школьники. И вообще, не надо было брать такую сложную тему, изучала бы лучше, например, какой йогурт кто покупает. Вот такие дела. Одногруппники удивляются - эта преподавательница ко всем относится ровно, доброжелательно, из вредности "завалить" не могла, да и не ругалась, а всё спокойно объясняла. Работы про йогурты и кроссворды получили пятёрки. Зачёт мне поставила без претензий. Сказала: "Ты, конечно, умная, но работа твоя никуда не годится." Дома говорят, что я просто не ходила хвостом за этой преподавательницей и мало спрашивала её советов. Но я же спрашивала, и всё было нормально. По-моему, подтверждение моей гипотезы не вписывается в мировоззрение преподавательницы, поэтому и работа никуда не годится. Это ладно, для оценки можно и про кроссворды написать. Но как на самом-то деле? Взрослеем мы за два года или нет? И в основном в сторону альтруизма или эгоизма? (Хотя тётя говорит, что никому не нужны эти исследования, и моё дело - высидеть себе одним местом отличную зачётку, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу.) |
Автор: | Яна [ 03 июн 2005, 09:39 ] |
Заголовок сообщения: | |
Да, кстати, за точно такое же исследование по другому предмету, по психологии (с такой же теорией и по тем же анкетам), но только без сравнения старшеклассников и студентов, а на этот раз с действительно полностью подтвердившимся предположением, что для тех и других альтруизм на последнем месте, мне поставили пять и сказали, что работа очень хорошая. Даже несмотря на то, что я не успела её дописать, распечатывала с утра в институте, а доклад вообще сочиняла на защите. |
Автор: | Елена [ 03 июн 2005, 11:55 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | ||||||||||
Янка, я буду серьезно, ладно?...
Не это ли лучшее подтверждение, что даже у взрослых людей альтруизм на последних местах? ![]() Люди разные. Страх делает нас менее людьми, а ответственный выбор пути "вверх", к возвышению человеческого в себе - делает нас более людьми. Делать выбор "идти вверх" очень трудно, ибо против течения и так называемого "здравого смысла". Констатация того факта (пусть, пока только оценочная, вовсе не подтвержденная - для подтверждений нужны долговременные и значительно более сложные исследования), что наше общество в целом в последние годы становится "менее людьми" больно ударяет, не все хотят это признавать. Но никакие исследования не нужны, чтобы заметить это невооруженным глазом: количество сирот и брошенных детей - больше, чем в гражданскую войну, грязь и равнодушие на улицах, подростков-наркоманов 4 миллиона (это из 32 млн детей вообще и из 16 млн. подростков в частности). Думаю, примеры можно не множить? Янка, выбор только за тобою. Трудный, но... "Радость зато размером вот с эту рожденную душу, какую родить сумеешь..." Тем более, что есть и понимающие проблему люди (это я про исследование по психологии ![]() Кстати, высокооплачиваемая работа никак не связана в наше странное время с хорошей зачеткой. ![]() |
Автор: | Яна [ 03 июн 2005, 20:11 ] |
Заголовок сообщения: | |
Да… Ничего я не понимаю в жизни… Получается, это исследование, точнее, его гипотеза - глупость, попытка даже не доказать, а почти что опровергнуть очевидное. Как мне, собственно, тётя и говорила, значит, надо было поверить, всё же она на пару десятков лет постарше. А с чем именно связана высокооплачиваемая работа, я только что по телевизору слышала - рассказывали про криминальные разборки за ковровую фабрику, у нас один родственник бывший председатель в том районе, так что всё близко. Потому не очень-то и хотелось этого самого богатства, богатые тоже плачут. Обидно только, что образование и медицина становятся всё более платными, а у меня ведь тоже когда-нибудь дети будут… «Идти вверх» ещё уметь надо, чтобы не сорваться по дороге, а мне, похоже, пока для этого ума не хватает. Потому что пока мы выступали на День Победы, устраивали с ребятами из института день туризма для детдома посёлка Железнодорожный, пели с фолк-группой «Лямца» на дне защиты детей на Воробьёвых горах, обладающие здравым смыслом студенты сидели дома за компьютером и всё успели, причём некоторые заполнили свои опросники сами. Теперь они будут получать стипендию, а мне ещё за допуском к экзаменам идти (не сдана в срок другая работа). Сама виновата, нельзя же столько развлекаться. Теперь как бы лето не «накрылось». Неужели выбирающие «идти вверх» всегда становятся с точки зрения общества неудачниками? |
Автор: | Светланка [ 03 июн 2005, 20:52 ] |
Заголовок сообщения: | |
Незнаю... За два года человеческой жизни человек может ОЧЕНЬ сильно измениться, а может остаться таким как был еще 10 лет. С учебой мне тоже приходилось латать дырки, помогало умение много запоминать и искать источники информации- (лекции не писала, а читала несколько вариантов у прилежных студентов) Я не уверена, что с точки зрения общества идущие вверх- неудачники. Сейчас в песочнице у нас модель общества- приходиться терпеть, спорить и отстаивать свои взгляды. Но это только модель- мир шире и всегда найдется тот, кто созвучен, с кем нам по пути. Даже если пройдем вместе чуть- чуть- уже здорово. ![]() Конечно, есть общие тенденции и пр, но мы же можем потихоньку на это влиять. (надеюсь). Воспитывая сына, сажая деревья, каждый день понемного- и может мир станет чуточку светлее? |
Автор: | Елена [ 03 июн 2005, 22:26 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Без комментариев. Почти. ТЫ выбираешь - внутри себя - развлечение это или осмысленное ДЕЛО, сдвигающее твою страну хотя бы на миллиметр к добру, свету, Любви... ТЫ ВЫБИРАЕШЬ! Говорить могут разное и многое. А потом ругать действительность, равнодушную молодежь, мерзкую жизнь. А кто эту самую жизнь делает такой?!!! А про учебу... Просто нужно научиться что-то делать вполсилы - то, что не особенно важно. В школе-то все не успеть полноценно, в Вузе и подавно. И, если честно, это понимают все стоящие преподы. А еще нужно научиться распределять усилия и что-то делать заранее, где-то ночь не доспать, где-то что-то сделать вместе с однокурсниками и т.д. и т.п. - это просто навык распределения времени. Оглянись - неужели ВСЕ, кто не "развлекался", помогая детям и благодаря ветеранов, очень хорошо учатся? Ведь это не правило - чаще, кстати, особенно к старшим курсам, бывает наоборот.
А это много серьезнее... ЧТО для тебя удача? ЧТО для тебя неудача? ЧТО для тебя мнение ДРУГИХ? Я - неудачник, как ты думаешь? У меня нет крутой машины, у меня нет крутой квартиры, у меня нет лишних денег, я не сделала головокружительной карьеры. Но... У меня в доме выросли три прекрасных сына - чистых, умных, сильных, умеющих и работать и любить (помнишь, из психологии - почти определение взрослого человека). Они пойдут дальше меня - но никогда не пойдут по чужим жизням. А сейчас уже растет и совершенно удивительный внук. Но... У меня много, очень много действительно верных друзей - на всю жизнь. Когда мне трудно, я никогда не оказываюсь в одиночестве. Всю мою жизнь Господь помогает мне - для жизни и работы у меня всегда все было, даже в жуткие голодные постперестроечные годы. Ничего лишнего - но и никогда не было края, даже когда одна с детьми осталась - всегда кто-то помогал или что-то помогало. Оглядываясь назад, я вижу, что это не было случайностью - это было сопровождением Господа - сопровождением моей работы, той работы, которую я сама себе обозначила в разговоре с мамой в свои 16... Это был очень трудный разговор... Мама сердито кричала мне, что жизнь это долг. А я отвечала ей, что жизнь это радость и я хочу научиться свой долг делать радостью... Так удачник я или нет? Я осознанно иду "вверх" - и каждый шаг дается со все большим трудом, все менее понятен он окружающим, все менее заметен - ибо это "вверх" не в богатстве, не в славе, не в гордыне, не в роскоши. Это "вверх" в радости и любви. Каждый человек в юности стоит перед этим выбором. Каждый человек идет своим путем испытаний, искушений, развилок. Тому, кто хотя бы пытается пойти "вверх" в своей человечности, с точки зрения сдавшегося большинства, подмявшего свои юношеские радостные, светлые устремления под страх, под стремление к стабильности, к уютной норке, к возможности спрятаться от ветра жизни - с их точки зрения живется трудно. Когда ты идешь в поход и тащишь рюкзак - все ли понимают тебя? Не встречаешь ли ты во взглядах встречных иногда иронию, иногда насмешку, иногда непонимание - и чего прется, вон по телику крутых телок и парней показывают, а еще дискач завтра в ночном клубе, на крайняк можно и у компа посидеть - а они куда-то тащатся, к комарам и холодному сырому лесу. Но ты-то знаешь, КУДА и ЗАЧЕМ ты идешь, ведь правда же? Ты же ЗНАЕШЬ, что этот рюкзак - как грошик, отданный за бесценное богатство, которое ты получишь там, в лесу, под небом, у воды, среди друзей... Так и жизнь выбравшего идти "вверх"...
А вот для этого я и работаю всю свою сознательную жизнь. У меня удивительный научный руководитель - Ирина Дмитриевна Демакова. Ей уже немало лет, она очень много сделала в педагогике. Она уже давно сказала мне: "Лена, тебе нужна своя школа". И я пытаюсь двигаться к ней. Но двигаться чисто и честно. Я не успею - у меня есть и дети и множество учеников. А кроме того, учась в Академии, я встречаю множество людей, таких же "типа неудачников", как и я - и это дает надежду, что не безнадежно все на этой земле. У тебя будут дети - строй пространство любви для них. Построишь - сумеешь вырастить сильными и светлыми, и они уж сами разберутся, сами будут строить дальше. Не построишь - будешь удивляться, как удивляются многие: "вкладываем, вкладываем в них, а они мерзавцами растут!". Это пространство не обязательно очень большим быть должно - каждый по своим силам "дом" строит. Но оно не может быть размером с твою квартиру и твою семью - новому человеку нужно гораздо больше. Ему нужны созвучные друзья - дети и взрослые, ему нужны старики, ему нужны герои - ветераны, которых он мог бы уважать, которыми мог бы восхищаться, ему нужны сильные и интересные молодые - за кем он мог бы тянуться. Так что суди сама, что ты делала в мае - развлекалась или строила пространство любви для своих будущих детей... |
Автор: | Джун [ 03 июн 2005, 23:14 ] |
Заголовок сообщения: | |
Меня так увлек разговор - незаметно для себя прочитала его до конца, как всегда захотелось тоже что-нибудь вставить... Про институт - правда. Со временем научаешься распределять время, где-то что-то недосдать или ночь недоспать. На первом курсе я страшно переживала, что не получаетя учиться так хорошо, как когда-то в школе. А слова "допуск" и "отработки" вгоняли меня в страх и черую тоску.. Сейчас уже легче, когда научилась, различать, над чем нужно работать, а на что можно не тратить много сил. (правда чего не научилась - так это делать все так, чтобы ночью можно было бы поспать как следует; как зачеты - так я по ночам учусь ![]() А еще недавно поняла, что не обязательно ориентироваться на одногруппников. Не очень-то приятно, конечно, ходить за допусками, когда остальные допуски уже получили. Но все-таки, это не показатель. Ведь в будущем жизнь будет спрашивать с нас не о количестве посещенных лекций, не о числе пятерок в зачетке,, не о том, вовремя или не вовемя, а о том, что ты НА САМОМ деле узнал и запомнил, о том каким человеком ты за это время стал. Ведь сколько есть умных, талантливых, незауряднейших людей, которые плохо учились в студенчестве. Просто они в это время искали себя и работали на собой! Иногда мне приходит в голову, что это я сама перед собой оправдываю свою отсталость от других. Но это все стадное чувство, в котором очень уютно, но с ним далеко не уйдешь. А время, которое потрачено на саморазвитие, вместо институтских занятий, оно ни потрачено зря. Даже если это воспринимается, как развлечение - ну и что? А почему, собственно говоря, жизнь должна быть тяжелой? Разумеется, приходится делать то, чего делать неохота. Но, м-м-м, как бы это? День Победы!, день туризма в институте - это же все очень небесполезные вещи, они стоят побольше, чем не сданные вовремя работы. И неважно, что они в радость. Вот. Высказалась. Я бы еще много, чего сказала бы.. |
Автор: | Елена [ 03 июн 2005, 23:22 ] | ||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | |||||||||||||||||||
Важно! Очень важно, что именно в радость - и не только себе!
Так скажи! ![]() ![]() ![]() |
Автор: | Яна [ 04 июн 2005, 09:34 ] |
Заголовок сообщения: | |
Елена Юрьевна, я отлично чувствую всё, что вы сказали, но уже боюсь в это верить. Насчёт «развлекаться» - это слово не моё, и когда перечисленные и подобные им дела мне впервые называли развлечениями, у меня было большое сопротивление, потому что это значит поставить в один ряд День Победы и дискотеку в ночном клубе. Но люди делят все занятия на работу (противно, тяжело, но тебе платят) и развлечения (приятно, но бесполезно, платишь ты). Вы об этом нам говорили, но когда с этим встречаешься, непонятно, как что-то объяснить. Так как построение пространства любви для будущих и настоящих детей бесплатно и в радость, оно автоматически попадает в категорию развлечений. А если ещё и не для своих детей («долгосрочный вклад») или чьих-то (получение чего-либо от их родителей), то вообще выглядит такой же глупостью, как тащиться с рюкзаком в лес. «Мазохистское развлечение» - честно, мне так говорили. Что касается выбора, у меня такое ощущение, что он где-то давно сделан за меня. Потому что, отлично понимая «здравый смысл», я всё равно продолжаю и буду продолжать бросать всё и соглашаться на дела, из которых состоит Дело. (Потом в очередной раз сваливаться от переутомления, ругать себя за плохой расчёт времени и сил, выздоравливать, разгребать недоделанное, и всё с начала.) Мне жалко только тётю, которая у нас в семье одна зарабатывает. Если мне подрабатывать – надо либо совсем запустить учёбу, либо бросить «развлечения». Учёбу запустить я не могу, мне будут дома каждый день напоминать, каково было поступить в ГУУ, что за бюджетниками следят и с такими оценками скоро оттуда выпрут. (Напоминать – полбеды, могут и вправду выпереть.) С точки зрения «здравого смысла» - выбор очевиден… Про «неудачников». С точки зрения «здравого смысла» не имеющий крутой машины, квартиры и кучи денег (лишними они, независимо от количества, не бывают) – неудачник. Зато крутой бизнесмен с полным разладом в семье удачлив, а психологические проблемы – ерунда, «с жиру бесится». Опять же, ЭТО НЕ МОЁ МНЕНИЕ, я просто хочу уяснить, правильно ли я поняла правила игры, по которым мне предлагается жить. Настойчиво предлагается. Ещё раз про выбор. Я эгоист. У меня много страхов. Скорее всего, я бы и выбрала «по течению». Но что-то (или Кто-то) мне не даёт и не даст так сделать. Это не совесть («усвоенные моральные нормы») – совесть меня уже подводила. Я не знаю, что это. Я не могу это разумно объяснить. |
Автор: | Светланка [ 05 июн 2005, 14:24 ] |
Заголовок сообщения: | |
Может быть мне повезло... Я стараюсь создавать свои правила жизни и не жить по чужим. Конечно, мне тоже важна "оценка" общества. Как ко мне относятся и пр. Меня все равно разные родственники "пилят" и говорят, что не тем занимаюсь. (По мнению некоторых, я должна не детей рожать, а делать карьеру и зарабатывать деньги) И еще. А если работа в радость и деньги приносит (идеальный вариант), то значит это не работа? Почему под словом работа понимается нечто скучное, тяжелое и безрадостное? |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |